Портал любителей фламенко, испанская гитара и танец фламенко

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Конкурс "Виртуозы гитары - 2010", впечатления
Евгений
сообщение 3.2.2010, 11:33
Сообщение #1


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 1211
Спасибо сказали: 406 раз(а)

Регистрация: 10.4.2006
Из: Киев, Украина

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Статья ранее размещена на демуре, размещаю здесь с небольшими дополнениями.
_____________________________________________


16-22 января 2010 г. в С.-Петербурге проходил конкурс «Виртуозы гитары», где я участвовал в качестве члена жюри. Очень познавательный визит. Я рад, что оказался в среде профессиональных педагогов и исполнителей, общение с которыми вдохновляет.

Состав жюри:
Евгений Финкельштейн, Елена Лебедева, Сергей Семененков, Игорь Шошин, Евгений Седько, Мирослав Симич, Стефан Лофвениус, Флавио Кукки.

Я рановато переоделся, не знал, что фотографировать будут)



В верхнем ряду: Леонид Гаврилов (оргкомитет), Мирослав Симич, Сергей Семененков, Виктор Козлов, Игорь Шошин.
В нижнем ряду: Евгений Финкельштейн, Елена Лебедева, Флавио Кукки, Леонид Карпов (худ.руководитель конкурса),
Александр Гаврилов (оргкомитет), Евгений Седько, Стефан Лофвениус.


В конкурсе было множество номинаций – кроме классической гитары также ансамбли из классических гитар, электрогитара и акустическая гитара соло, гитара фламенко, бас-гитара соло, конкурс композиторов, гитарных мастеров, свободная программа (хоть песни пой под гитару, что некоторые и делали с большим или меньшим успехом). Победители конкурса награждаются званиями лауретов I, II, III степени или дипломантов. Победители в номинации «Свободная программа» награждаются званием дипломанта I, II или III степени.

Первым делом скажу о номинации "Гитара фламенко". Очень жаль, что участников было мало – только два. Звание лауреата международного конкурса (кажется, III степени) получил гитарист из Новосибирска, учащийся в Санкт-Петербурге, – Иван Доржиев. Как для классического гитариста, увлекающегося фламенко, он играл довольно хорошо, освоив элементы инородного классическому мышлению музыкального языка. Надеюсь, что в следующих конкурсах количество участников будет больше, а то у других участников конкурса и членов жюри может создаться ощущение, что фламенко в Росии некому играть.

Раньше я в конкурсах в качестве члена жюри не участвовал, и ехал в Петербург, толком не зная нюансов процесса. Я ожидал того, что мне по приезде расскажут, как кого стоит оценивать, расскажут политику жюри по поводу определенных конкурсантов, и в мои функции в частности будет входить соответствие оценок политике оргкомитета.

Поэтому приятно удивило то, что разговоров о каких-либо махинациях не велось вообще. Более того, как и на большинстве конкурсов, преподаватели были лишены права оценивать своих учеников. Если кто-то из членов жюри ставил оценку по 25-балльной шкале, значительно отличающуюся от среднего балла поставленного остальными членам жюри, эту оценку «резали», т.е. подгоняли под средний балл или не учитывали вообще, что то же самое. Может быть, кто-то и ставил завышенную оценку своему земляку, ученику знакомого преподавателя, но ввиду того, что жюри собрано из жителей разных городов и стран, чья-то предвзятость вряд ли сделала какую-либо погоду, потому что остальные члены жюри вряд ли были как-то предвзято настроены по отношению к определенному конкурсанту. Потому я, наблюдая за процессом обсуждения результатов и глядя на индивидуальные оценки, могу отметить объективность оценивания на конкурсе. Художественный руководитель конкурса – Леонид Карпов, в конкурсе принимали участие и его ученики, однако баллов им никто не натягивал. Кроме жюри, в зале сидели конкурсанты и преподаватели, и если в следующий тур протянут слабого исполнителя вместо более сильного, другие соискатели и их преподаватели или родители начут задавать вопросы оргкомитету, но случаи подобных скандалов на этом конкурсе мне неизвестны. Говорят, что недовольные и желающие оспорить мнение жюри часто находятся, были некоторые прецеденты, но на этом конкурсе, вроде, все было в порядке, разве что я чего-то не знаю.

Были и некоторые накладки, которые можно отнести к минусам конкурса. К примеру, была такая номинация «Электрогитара и акустическая гитара». Под акустической гитарой в таком случае большинство музыкантов понимает гитару с металлическими струнами. Но классическая гитара – это разновидность акустической, так что те, кто исполнял в этой номинации произведения на классической гитаре, были по-своему правы, однако их программа больше походила на свободную программу (где можно стать или не стать только дипломантом, а в электрогитаре и т.п. можно еще и лауреатом, если нет – то дипломантом, то есть больше шансов получить диплом). Полагаю, что при проведении следующих конкурсов оргкомитет подойдет к этому вопросу более жестко.

Также накладки возникали в ситуациях, когда в номинации «ансамбли, включающие гитару» выступал ансамбль, который смотрелся очень эффектно, но не благодаря гитаре. Ставить низкий балл из-за довольно примитивной партии гитары было бы логично, но очень не хотелось, так как в целом выступление было очень хорошим. Так получилось, к примеру, в случае с дуэтом мандолиниста и гитариста из Тюмени. Мандолинист – высокий профессионал, и ансамбль с его участием может «выехать» за счет его одного. С гитаристом он играл очень слаженно, второй лишь аккомпанировал, но если жюри оценивает ансамбль, руководствуясь ролью гитары, то балл и не должен быть высоким, как бы хорошо не играл мандолинист. Однако выступление ансамбля настолько впечатлило всех членов жюри, что баллов дуэту хватило, чтобы пролучить звания лауреата. Примерно та же ситуация получилась с гитаристом и бас-гитаристом из Омска, где, по мнению многих членов жюри, решающую роль сыграло мастерство бас-гитариста, хотя и гитарист играл неплохо что-то наподобие фламенко-фьюжна.

В конкурсе была и номинация "Гитара ручной работы", где мастера выставляли свои гитары, а жюри оценивало силу звука и тембральный окрас. На всех гитарах исполнялся один и тот же мелодический фрагмент, благодаря чему разница была яснее. Также жюри оценивало дизайн гитар. Мне показалось, что мастерам, участвующим подобных конкурсах, не стоит рассчитывать на объективность оценки, потому что те мелодические фраменты, которые играл один гитарист, не передают всех возможностей гитары. Кроме того, многое зависит от его звукоизвлечения. Оценивать дизайн гитары я вообще считаю неблагодарным занятием, потому что если гитара хорошо звучит, то вопросы дизайна не принципиальны. Но в целом хотел бы сказать, что русским мастерам до европейских еще далеко. К слову, первое место заняла гитара немецкого мастера, который обычно делает скрипки, а в последнее время стал делать еще и гитары, и его инструмент все равно оказался лучше, хоть и не намного.

На конкурсе свободных программ был один участник из г. Нижний Тагил, который исполнял "К Элизе" Бетховена, и во время игры его каподастр автоматически переезжал с лада на лад. Механизм управляется педалью и по принципу действия напоминает переключение скоростей на велосипеде. Такое изобретение не могло не впечатлить жюри, и, хоть за игру он получил недостаточно баллов для диплома, ему выдали грамоту "За творческие находки в усовершенствовании инструмента".

Очень хорошо на электроакустике сыграл мальчик лет 12-ти. Во втором туре он так раскочегарился, что получил баллы, которых ему хватило даже на I место.

Настоящим виртуозом можно назвать обладателя I места на этом конкурсе Никиту Неделько из Новосибирска, ученика Ю.П.Кузина. Я не слышал его игры в первом туре, но его выступление во втором туре было потрясающим. Однако не обошлось без казусов. Его программа, по мнению некоторых членов жюри, не соответствовала требованиям, и его чуть было не дисквалифицировали. Однако после обсуждения ситуации в оргкомитете ему дали возможность исполнить еще одно произведение, которое закрыло «пробел». Он его исполнил, и все стало на свои места. В том, что он получит первое место, мало кто сомневался, уж очень впечатляющими были и чувство музыки, и техника. Но гран-при он так и не получил, не добрал баллов – вероятно, сыграл роль первый тур, а средний балл рассчитывался по результатам обоих туров. Потому гран-при – гитара южнокорейского мастера Брамана – все ещё ждет своего хозяина, который, быть может, завоюет его в следующем году.

Подводя итог, хочу сказать, что такой конкурс – это познавательное культурное событие. Туда стоит поехать даже не за тем, чтобы получить звание, а за тем, чтобы посмотреть на уровень конкурсантов, проанализировать свои впечатления и взглянуть по-другому на собственную игру. Пообщаться с другими конкурсантами, преподавателями, получить рекомендации по дальнейшему развитию музыкального мышления и техники, посетить семинары и мастер-классы, проводимые известными музыкантами. Многие преподаватели гитары затем туда и ехали, даже не представляя на конкурсе своих учеников. Такой конкурс дает не только пищу для размышлений, а и вдохновение, и это я проверил на себе, пообщавшись с музыкантами и услышав их мнение о том, как, по их мнению, стоит играть и о том, что же они ценят в исполнении. Видя, как технично и музыкально играют участники, невольно начинаешь задумываться о том, чем разнообразить собственную музыку и как совершенствовать технику, в этом я вижу основную ценность таких событий, потому что, по большому счету, получение звания лауреата международного конкурса вовсе не будет гарантировать налаживания концертной деятельности и совершенно не записывает человека в гении, но общение и информация для размышлений, которую он получит в процессе, может оказаться для него куда более ценной. Да и у меня самого подход к преподаванию и исполнению теперь будет немного другим, некоторые рассуждения опытных музыкантов и выступления молодых талантливых гитаристов не могут не оставить следа, теперь надо какое-то время, чтобы переварить полученную информацию.

Еще я убедился в том, что сфера интернет-общения музыкантов между собой и реальное общение – это разные вещи. Из тех, при ком я упоминал о форуме на demure.ru, никто толком не знал, что это за форум. Это только подтвердило часто посещавшую меня мысль о том, что у большинства профессиональных музыкантов почти нет времени на клацанье по клавиатуре и беседы о технике игры. Люди показывают ее, а не рассказывают о ней, это совершенно разные вещи. Так что пора объявлять бой интернет-зависимости)) чего и другим желаю
(поправка: печаталось для размещения на демуре. О форуме arte-flamenco.ru такого сказать не могу, потому что здесь практически нет трепа, больше конструктивных разговоров по делу. Потому наш форум для посещения обязателен smile.gif).

---
Еще пару слов о конкурсе композиторов. В большинстве своем произведения, которые были выставлены на конкурсе, - или "примитивизм", т.е. аранжированные гаммами стандартные аккордовые последовательности, или "авангард", т.е. совершенно смурная отсебятина. Жаль, что так почти ничего внятного и не послушал. Если выбирать между примитивизмом и авангардом, лучше уж примитивизм, его хоть слушать не так напрягает. Были несколько интересных ансамблевых композиций, их слушать было интереснее и они были более насыщены музыкально, потому жюри их и оценило выше.

Пару слов о гитарных мастерах. На демуре некоторые форумчане намекают на то, что мое мнение о низком уровне отечественных мастеров неверно. Однако мое мнение об этом уровне остается таким, каким и было. Когда сам увижу хорошо сделанный инструмент, поверю. Но пока этого, с сожалению, не произошло.


--------------------


Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов (1 - 12)
Конст
сообщение 3.2.2010, 11:45
Сообщение #2


Динозавр
*****

Группа: Модератор
Сообщений: 512
Спасибо сказали: 131 раз(а)

Регистрация: 18.4.2008
Из: Екатеринбург

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Здорово написано, спасибо. Мне было бы интересно подробнее услышать об участниках категории "Фламенко": как и что именно играли, чем отличались и какое вообще оставили о себе впечатление. И как их оценивало жюри из "классиков".


--------------------
Samba - si, trabaja - no.
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Phantom
сообщение 3.2.2010, 12:11
Сообщение #3


El Fantasma
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 1409
Спасибо сказали: 379 раз(а)

Регистрация: 10.4.2006
Из: Новосибирск

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Цитата(Конст @ 3.2.2010, 14:45) *
Здорово написано, спасибо. Мне было бы интересно подробнее услышать об участниках категории "Фламенко": как и что именно играли, чем отличались и какое вообще оставили о себе впечатление. И как их оценивало жюри из "классиков".

Поддерживаю. Обзор интересен, но хотелось бы услышать больше конкретики (невзирая на то, что на самом деле её было не так уж и много - я имею в виду гитаристов в категории "фламенко").
Ю.П.Кузина мы знаем. Так же, за время моего не долгого увлечения классикой и выступления на разного рода фестивалях в Новосибирске, у меня сложилось о нём впечатление как о человеке, стремящемся завоевать какие либо титулы и награды руками своих учеников во что бы то ни стало, не исключая и жульничества. Не стану утверждать что так оно и есть на самом деле и на 100%, но если бы не описанный Евгением случай я бы про него и не вспомнил. ...ИМХО,,,


--------------------
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Евгений
сообщение 3.2.2010, 23:31
Сообщение #4


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 1211
Спасибо сказали: 406 раз(а)

Регистрация: 10.4.2006
Из: Киев, Украина

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Цитата(Конст @ 3.2.2010, 12:45) *
Здорово написано, спасибо. Мне было бы интересно подробнее услышать об участниках категории "Фламенко": как и что именно играли, чем отличались и какое вообще оставили о себе впечатление. И как их оценивало жюри из "классиков".

Жюри из классиков слабо представляло, как их оценивать, потому что им не совсем понятны критерии оценки, и сами классики хорошо дают себе в этом отчет. Оценивали, как считали нужным, что могу сказать, я не спрашивал у них подробного мнения о игре участников конкурса в номинации "гитара фламенко".
Единственный гитарист, которого можно было вообще оценить в этой номинации - Иван Доржиев из Новосибирска, сейчас учится в С.-Петербурге у Л.Карпова, он исполнял таранту Пако, булериас Оскара Эрреро, тангос Мораито и гуахирас Пако. Исполнил, как для классика, вполне прилично, за что и получил звание лауреата. Мои главным критерием оценки было овладение характерными элементами фламенко, имея классическое образование, это очень непросто - абстрагироваться от посадки и классического мышления в пользу техники и мышления, характерных для фламенко. Второй участник - Сергей Арзамасцев - сыграл что-то совершенно невразумительное, я даже не понял, как оценить такую игру, да и никто не понял, так и оценили. Во втором туре он хотел играть сапатеадо Пако и Ла Лолу Пако Пеньи. Я не знаю, КАК он собирался играть эти композиции, однако попасть во второй тур ему не удалось.


--------------------
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Евгений
сообщение 3.2.2010, 23:34
Сообщение #5


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 1211
Спасибо сказали: 406 раз(а)

Регистрация: 10.4.2006
Из: Киев, Украина

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Цитата(Phantom @ 3.2.2010, 13:11) *
Поддерживаю. Обзор интересен, но хотелось бы услышать больше конкретики (невзирая на то, что на самом деле её было не так уж и много - я имею в виду гитаристов в категории "фламенко").
Ю.П.Кузина мы знаем. Так же, за время моего не долгого увлечения классикой и выступления на разного рода фестивалях в Новосибирске, у меня сложилось о нём впечатление как о человеке, стремящемся завоевать какие либо титулы и награды руками своих учеников во что бы то ни стало, не исключая и жульничества. Не стану утверждать что так оно и есть на самом деле и на 100%, но если бы не описанный Евгением случай я бы про него и не вспомнил. ...ИМХО,,,


Непонятно, случайно ли или умышленно были подобраны для Никиты Неделько композиции, которые вызывают сомнение в плане соответствия требованиям. Ю.Кузину виднее, что тут скажешь. Из-за этого его ученик оказался в неловком положении, да и сам преподаватель... хотя ему, возможно, по барабану.


--------------------
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Евгений Старченк...
сообщение 4.2.2010, 2:22
Сообщение #6


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 512
Спасибо сказали: 43 раз(а)

Регистрация: 12.4.2008
Из: Санкт Петербург

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Хорошая статья, жаль, что гитаристов фламенко было так мало.

И мне кажется, мастеровые гитары как-то оценивали не правильно, думаю было бы лучше дать каждому из членов жюри поиграть на каждой гитаре.


--------------------
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Евгений
сообщение 4.2.2010, 13:26
Сообщение #7


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 1211
Спасибо сказали: 406 раз(а)

Регистрация: 10.4.2006
Из: Киев, Украина

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Цитата(Евгений Старченко @ 4.2.2010, 4:22) *
Хорошая статья, жаль, что гитаристов фламенко было так мало.

И мне кажется, мастеровые гитары как то оценивали не правильно, думаю было бы лучше дать каждому из членов жури поиграть на каждой гитаре.

да, стоило бы каждому поиграть, но порядок был таким, каким был... Конечно, если бы регламент требовал от жюри ощупывания каждой гитары, оценки были бы другими. Многое зависит от звукоизвлечения того, кто озвучивает. На концерте - награждении мастеров один гитарист "озвучил" гитару, которая заняла 7 или 9 место, но она мне понравилась по звуку больше, чем та, что победила. Так что я убедился в том, что дело не столько в инструменте, сколько в сочетании особенностей инструмента и звукоизвлечения. Если бы каждый член жюри проиграл по небольшому фрагменту на каждой гитаре, а остальные бы оценивали звук, то оценка была бы более объективной. Это требует больше времени, но зато результат будет более правдивым.


--------------------
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Harrys
сообщение 4.2.2010, 15:41
Сообщение #8


Бывалый
**

Группа: Участник форума
Сообщений: 126
Спасибо сказали: 10 раз(а)

Регистрация: 4.9.2008
Из: Санкт-Петербург

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Евгений, несколько слов о трио "Calliston", плз. Всю правду smile.gif
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Евгений
сообщение 4.2.2010, 19:28
Сообщение #9


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 1211
Спасибо сказали: 406 раз(а)

Регистрация: 10.4.2006
Из: Киев, Украина

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Цитата(Harrys @ 4.2.2010, 17:41) *
Евгений, несколько слов о трио "Calliston", плз. Всю правду smile.gif

Прежде всего, звучание гитар мануш и контрабаса выгодно отличалось от всего, что было представлено на конкурсе, подобран интересный репертуар. Из минусов - где-то раз или два была потеряна первая доля, некоторых импровизаций было почти не слышно. Участник с гитарой русского мастера, имени не помню, развернулся ко второму гитаристу, в зал от этого пошло меньше звука. Импровизации были напряженными, не чувствовалось цыганской легкости и полета души - это лично я в такой музыке и ценю; витало ощущение, что это не ансамбль, а несколько отдельных музыкантов, каждый из которых - самостоятельная единица, и в этой связи общее ощущение ансамблевой слаженной игры слегка теряется. Контрабасист играл хорошо, однако то, что он стучал струной по грифу, было совершенно лишним, имхо.


--------------------


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Harrys
сообщение 6.2.2010, 23:32
Сообщение #10


Бывалый
**

Группа: Участник форума
Сообщений: 126
Спасибо сказали: 10 раз(а)

Регистрация: 4.9.2008
Из: Санкт-Петербург

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Спасибо!
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Евгений Старченк...
сообщение 7.2.2010, 2:38
Сообщение #11


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 512
Спасибо сказали: 43 раз(а)

Регистрация: 12.4.2008
Из: Санкт Петербург

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Может видео у кого есть?

На Ютубе смотрел - там только записи конкурса 2008 2007 года, и кажется не самые удачные sleep.gif


--------------------
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Harrys
сообщение 7.2.2010, 15:27
Сообщение #12


Бывалый
**

Группа: Участник форума
Сообщений: 126
Спасибо сказали: 10 раз(а)

Регистрация: 4.9.2008
Из: Санкт-Петербург

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Что касается трио "Calliston", есть видео на их странице, два тура.
]]>http://vkontakte.ru/club14760907]]>


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение
Евгений Старченк...
сообщение 7.2.2010, 22:07
Сообщение #13


Динозавр
*****

Группа: Верные участники
Сообщений: 512
Спасибо сказали: 43 раз(а)

Регистрация: 12.4.2008
Из: Санкт Петербург

Отношение к фламенко:
Играю на гитаре



Этой группе нужна более интимная сцена -
чтобы их пятно светилось в темноте, а играют колоритно.

Слушать абсолютно не напряжно и приятно.



--------------------


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 24.1.2018, 4:23
Рекомендуем Форум для увлечённых фламенко от Алены Шульгиной


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100